С 3 ноября 2023 года действуют новые индикаторы риска для продавцов «маркировки». А еще планируют запретить продавать на кассе товары, при маркировке которых допущены нарушения. Рассказываем, как это отразится на бизнесе.
В чем суть изменений
До 2030 года действует мораторий на проверки ИП и организаций. Но мораторий их не отменяет, а только ограничивает. Поэтому контролирующие органы могут провести внеплановую проверку потенциальных нарушителей.
Определить потенциальных нарушителей помогают индикаторы риска. До 2 ноября 2023 года действовало четыре индикатора риска, которые касаются маркированных товаров, а с 3 ноября ввели еще 30 индикаторов. Это подтверждает Приказ Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635.
Что за индикаторы риска
Теперь действует 34 индикатора риска, для каждой товарной группы они свои. Кликните на категорию товара, чтобы увидеть полный список.
Табак, никотинсодержащая продукция и устройства для ее потребления
- В течение месяца в розничной точке продавали табачную продукцию с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж составил 25% от среднего объема продаж табачной продукции в этой точке за этот же месяц.
- К концу месяца есть остатки табачной продукции со сроком оборота больше 15 месяцев с даты ввода в оборот. Объем такой продукции превышает 25% от общего объема хранимой табачной продукции.
- К концу месяца в розничной точке продали на 50% меньше табачной продукции, чем в среднем продавали в этом муниципальном образовании в прошлом месяце.
Упакованная питьевая вода
- Месячный объем продаж воды с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 150% среднего объема продаж воды за этот же месяц в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали воду с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж превысил 150% среднего объема продажи воды в одном объекте розничной торговли РФ за этот же месяц.
- В течение месяца продавали не введенную в оборот воду, и объем ее продаж превысил 75% среднего объема продаж воды за этот же месяц.
Изделия легкой промышленности
- Месячный объем продаж товаров легпрома с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 50% среднего объема продаж легпрома за этот же месяц в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали товары легпрома с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. При этом объем таких продаж превысил 75% среднего объема реализации товаров легкой промышленности в одном объекте РФ за этот же месяц.
- К концу месяца есть остатки товаров легпрома со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем такой продукции превышает 25% от общего объема хранимых товаров легкой промышленности на этом объекте.
- В течение месяца продавали изделия легпрома, не введенные в оборот, и продажи превысили 50% среднего объема реализации товаров легпрома за этот же месяц в одном объекте РФ.
Молочная продукция
- Месячный объем продаж молочки с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 25% среднего объема продаж молочки за этот же месяц в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали молочку с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, и объем таких продаж более среднего объема реализации молочки в одном объекте РФ за этот же месяц.
- В течение месяца продавали не введенную в оборот молочку, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема продаж молочки за этот же месяц в одном объекте РФ.
- Месячный объем продаж молочки с истекшим сроком годности превысил 5% среднего объема реализации молочной продукции за этот же месяц в одном объекте РФ.
Обувь
- Месячный объем продаж обуви с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил средний объем продаж обуви за этот же месяц в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали обувь с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, в объеме более 75% среднего объема реализации обуви в одном объекте РФ за этот же месяц.
- К концу месяца есть остатки обуви со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема хранимых обувных товаров на этом объекте.
- В течение месяца продавали не введенную в оборот обувь, и объем ее продаж превысил 50% среднего объема реализации обувных товаров за этот же месяц в одном объекте РФ.
Парфюмерия
- Месячный объем продаж парфюмерии с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 25% среднего объема реализации парфюмерии в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали парфюмерию с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, в объеме более 50% среднего объема реализации парфюмерии в одном объекте РФ за этот же месяц.
- К концу месяца есть остатки парфюмерии со сроком оборота больше 24 месяцев с даты ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема парфюмерии, которая хранится в этом объекте.
- В течение месяца продавали не введенную в оборот парфюмерию, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема реализации парфюмерии за этот же месяц в одном объекте РФ.
Фототехника
- В течение месяца продавали фототехнику с кодами маркировки, которые ранее выведены из оборота.
- В течение месяца продавали фототехнику с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке.
- В течение месяца продавали не введенную в оборот фототехнику, и объем ее продаж превысил 25% среднего объема реализации фототехники за этот же месяц в одном объекте РФ.
Шины
- Месячный объем продажи шин с кодами маркировки, которые ранее были выведены из оборота, превысил 50% среднего объема реализации шин в одном объекте РФ за этот же месяц.
- В течение месяца продавали шины с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке. И объем таких продаж превысил 25% среднего объема реализации шин в одном объекте РФ за этот же месяц.
- К концу месяца есть остатки шин со сроком оборота больше 24 месяцев с даты их ввода в оборот. При этом объем таких товаров превышает 25% от общего объема шин, которые хранятся в этом объекте.
- В течение месяца продавали не введенные в оборот шины, и объем их продаж превысил 25% среднего объема реализации шин за этот же месяц в одном объекте РФ.
- В течение месяца продавали шины, у которых нет подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Изделия из меха
- В течение месяца продавали меховые изделия с кодами маркировки, которые ранее выведены из оборота.
- В течение месяца продавали меховые изделия с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке.
- В течение месяца продавали не введенные в оборот меховые изделия.
Когда хотят ввести запрет на продажи некоторых товаров на кассе
В феврале–августе 2023 года проходил добровольный эксперимент по запрету продаж на ККТ незаконно введенной в оборот или просроченной маркированной продукции. При продаже маркированного товара система маркировки проверяла сведения о запрете оборота этого товара и передавала информацию на кассу. После этого продавец мог решить, можно продавать такой товар или нет.
Ориентировочно с 1 марта 2024 года такую схему работы хотят сделать обязательной. При этом продавец уже не сможет принимать решение о продаже, касса технически не сможет «пробить» такой товар.
Примечательно, что большая часть причин, по которым могут запретить продажу товара на кассе, совпадает с индикаторами риска. Например, на момент проверки товар уже выведен из оборота или сведений о его маркировке нет Честном знаке. Полный перечень случаев запрета можно найти в проекте Постановления. Там же указаны товарные группы, на которые планируется распространить запреты, и сроки внедрения изменений.
Все эти меры нацелены на то, чтобы защитить интересы потребителей, ограничив оборот небезопасной и нелегальной продукции. При этом для бизнеса есть свои плюсы: кассир технически не сможет продать товары, при маркировке которых допущены нарушения, а значит, магазин не нарушит правил и не получит штраф.
Разъяснения законодательных изменений подготовила Оксана Кобзева, эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству. Источник публикации — New Retail.
Источник: https://kontur.ru/market/news/47136-kak_usilivayut_kontrol_nad_prodavcami